Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и всем, кто последовал за ним до Судного дня!

Исламские ученые единогласны относительно того, что в основе развод в исламе узаконен. Всевышний Аллах сказал: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму» (Сура «Корова», аят 229). Также Аллах сказал: «О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока» (Сура «Развод», аят 1). Передается от Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, дал развод Хафсе, а потом вернул ее. Также передается, что Ибн Умар, да будет доволен ими Аллах, дал развод своей жене во время ее менструального цикла, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел ему вернуть ее и дать развод после «очищения», если он пожелает. Существует и иджма (единогласное мнение) мусульман со времен пророка, мир ему и благословение Аллаха, относительно узаконенности развода.

Исламские правоведы (факихи) единогласны в том, что хукм развода может разниться в зависимости от пяти шариатских норм. Он может быть дозволенным, желательным, обязательным, также как может быть нежелательным или запретным, в зависимости от обстоятельств.

Талак бывает обязательным (фард)при положении «аль-иляъ» (ситуация, когда мужчина клянется не вступать в половую связь со своей женой больше четырех месяцев), когда он отказывается приближаться к жене после истечения четырех месяцев. Всевышний Аллах говорит: «Те, которые поклялись не вступать в половую близость со своими женами, должны выжидать четыре месяца. И если они передумают, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. Если же они решат развестись, то ведь Аллах – Слышащий, Знающий» (Сура «Корова», аяты 226-227). Также он обязателен при решении двух уполномоченных лиц при конфликте между супругами, если они не видят возможности разрешения конфликта и считают развод приемлемым решением.

Талак бывает желательным, если женщина допускает упущение в положениях религии Аллаха, обязательных для нее, например, молитва и так далее. Также желательно дать развод, если жена просит его при тяжелых конфликтных ситуациях.

Он бывает дозволенным, если мужчина не может терпеть плохой характер жены или их плохую совместную жизнь, а также, если не любит ее.

Талак считается нежелательным, если для него нет причин. Также есть мнение, что развод в такой ситуации является запретным (харам), так как приводит к беспричинному вреду по отношению к жене.

Недозволенным (харам) развод считается во время менструального цикла жены (хайд), послеродовых выделений (нифас), или во время «чистого» периода, при котором у них была половая близость. Это то, что называется «таляк аль-бидъи».

Сказал Ад-Дардир, да помилует его Аллах: «Знай, что развод (талак) узаконен, но может изменяться по четырем нормам: быть запретным, нежелательным, обязательным и желательным».

Аллах знает лучше!

Шейх Абду-ль-Хай Юсуф

[По материалам сайта islamway.net]

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос