Чтение Корана воспитывает человека разносторонне. Оно указывает человеку на то, что от него требуется. Оно способствует совершенствованию его намаза, закята, поста и хаджа. Для того, чтобы Книга Аллаха оказывала полное воздействие на читающего, необходимо выполнять следующие скрытые действия во время ее чтения:
1. Понять величие слов Корана. Эти слова возвышенны. Всевышний оказал милость и любезность своим созданиям, ниспослав их на понятном языке.
2. Осознать величие Аллаха. Читающему следует в начале заложить в своем сердце почтение к величию Господа. Человек должен еще раз понять, что он читает не слова людей, а слово Господа. Чтец должен понять, что слова Господа несут в себе серьезную миссию. Всевышний Аллах говорит: «К нему прикасаются только очищенные» (Коран. 56:79). Этот аят также понимается и в переносном смысле: только очищенные сердца могут постичь величие Господа и Корана.
3. Присутствовать при чтении Корана всем сердцем и не отвлекаться на другие мысли. Всевышний Аллах говорит: «О Йахья (Иоанн)! Крепко держи Писание..» (Коран. 19:12). То есть, возьми его со всей серьезностью. Он взял его с усердием, чтобы быть полностью сконцентрированным на нем при чтении, не думая о чем-то ином. Некоторые предшественники, когда читали аят и понимали, что сердцем они не были в нем, перечитывали его заново. Читая аяты, описывающие ужасы Судного Дня, следует представить все это и еще раз напомнить себе, что ты будешь непосредственным участником данных грандиозных событий. Когда мусульманин читает аяты, где идет хвала в адрес праведников, он должен желать, чтобы Аллах соединил его с этими праведниками. Читая аяты с угрозами в адрес неверующих и грешников, необходимо знать, что данные обращения касаются и мусульман, потому что многочисленные упущения и беспечность могут привести к неверию, да убережет нас от этого Аллах! Данная сосредоточенность рождается от двух предыдущих действий: Понимание величия Господа и величия Его слов.
4. Размышлять над прочитанным. После полной концентрации над прочитанным, должно идти размышление. Цель чтения – размышление. Поэтому, желательно читать Коран размеренным чтением (тартиль). Такое чтение наталкивает на размышления. Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Нет блага в обряде без понимания его и нет блага в чтении без размышления». Если для обдумывания нужно еще раз перечитать аят, то так и нужно сделать. Передается, что Абу Сулейман Ад-Дарани сказал: «Я читаю аят в течение четырех или пяти ночей, и, если я потеряю мысль касательно этого аята, я не перехожу ко следующему»
5. Понять о чем говорится в каждом аяте, который вы читаете. В Коране говорится об именах и атрибутах Аллаха, о Пророках и Посланниках, о каре неверующим, о рае и аде. В последнем Писании встречается много обращений. В них содержатся повеления, запреты, угрозы, обещания. Кроме того, между сурами и аятами Корана существует определенная связь. Аяты из одной суры являются толкованиями аятов другой суры. Некоторые суры подробно разъясняют тезисы, упомянутые в другой суре. Следовательно, всю эту информацию нужно правильно понимать. Для этого нужно читать тафсиры Корана, консультироваться со знающими богословами и специалистами в области коранических наук.
6. Устранить препятствия на пути к правильному пониманию Корана. Одним из главных помех при этом является упорство в грехах. Чрезмерная любовь к мирскому также является преградой на пути к постижения смысла слов Аллаха. Эти препятствия ведут к темноте сердца, подобно тому, как грязь на зеркале мешает увидеть ясное отражение. Многие люди заражены этими болезнями. Чем сильнее копятся в человеке страсти, тем дальше от него уходят смыслы коранических слов. Чем слабее в человеке становится тягость к мирскому, тем яснее для него становятся слова последнего Писания. Сердце – зеркало, а страсти – ржавчина. Понимание Корана подобно отражению в зеркале. Стремление к укрощению страстей подобно полировке стекла зеркала. Всевышний Аллах сделал покаяние условием правильного понимания: «для разъяснения и напоминания каждому рабу, который обращается к Аллаху» (Коран. 50:8), «но поминают назидание только обращающиеся к Аллаху» (Коран. 40:13), «Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (Коран. 39:9). Тот, кто предпочел обманчивую мирскую жизнь милостям загробной жизни, не может относиться к обладающим разумом. Следовательно, ему не откроется понимание Корана.
В заключении, необходимо отметить, что все эти действия должны вести к последнему действию – применению аятов Корана в нашей жизни. Всевышний говорит: «Воистину, Я прощаю» и затем приводит качества тех, кого Он прощает «тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем» (Коран. 20:82). Следовательно, нужно раскаяться, поступать праведно и идти прямым путем, если хочешь быть прощенным. Аллах говорит: «Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Коран. 103:1-3). Прочитав эту суру, мусульманин должен правильно распределять свое время, отдавая предпочтение совершению праведных дел, проявлению терпения, помощи себе и ближним, иначе он понесет убыток в этой жизни и в последней. Мусульманин должен воплощать заветы Корана в жизнь. Аллах ниспослал данную Книгу именно для живых людей, чтобы они посредством нее улучшали все вокруг. Исламская цивилизация достигла вершин в материальной сфере и духовной именно тогда, когда ее представители читали Коран постоянно, правильно понимая его аяты и действовали согласно им.
Нуруддин Гаджиев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе